Это личный взгляд на проблемы зрения, испытываемые многими людьми, для которых чтение представляет трудность. Он основан не на клинических испытаниях или научных исследованиях, а на моих личных наблюдениях в течение двадцати лет работы с детьми и взрослыми с особенностями психофизического развития.
Тема впервые заинтересовала меня в 90-е, когда родитель мальчика с дислексией спросил меня, может ли он попробовать тонированные линзы и посмотреть: не помогут ли они ему. Я очень удивилась, узнав, что его чтение улучшилось, когда перед одним его глазом поместили такую линзу. На тот момент у меня не было этому объяснений. Это также заинтересовало моего мужа, и после нескольких лет исследований данного вопроса ему удалось дать толчок разработке ортоскопической системы оценки обработки зрительной информации.
С этого времени мы работаем вместе как команда, стараясь улучшить жизнь людей с проблемами сенсорной интеграции. В качестве оптометриста я сосредоточилась, главным образом, на зрении, в то время как он работает над координированием всех органов чувств. Данная статья посвящена моей части работы.
В нашей практике большинство людей, которых мы видим, признаются к наличии проблем с чтением. Однако, в неспециализированной клинике важно спросить пациента или родителя, имеются ли у ребёнка какие-либо проблемы с чтением или обучением в школе. Это составляет часть описания анамнеза и симптомов. Довольно часто пациенты не признают, что их зрение создает проблемы: они всегда видели таким образом и считают это нормальным. Я спрашиваю их, четко ли они видят слова, кажется ли им, что слова или буквы двигаются, и видят ли они две вещи, когда на самом деле присутствует только одна.
Далее я проверяю, насколько хорошо они могут прочитать таблицу букв. Я использую таблицу Снеллена и отмечаю не только то, какую строку таблицы они могут прочесть, но и читают ли они буквы в правильном порядке. Другим симптомом наличия проблем чтения является ситуация, когда буквы читаются, как если бы они были расположены вверх ногами. Например, «А» может восприниматься как «V». Все буквы в моей таблице имеют зеркальную симметрию, но в некоторых таблицах буквы могут читаться задом наперед, например, S и Z.
Рефракционная аномалия и плохое зрение вследствие глазной патологии могут, несомненно, затруднять чтение, и эту проблему необходимо рассматривать в первую очередь. Я заметила, что даже скорректированная анизометропия может быть связана с проблемами при чтении. Существуют расхождения во мнениях в отношении вопроса баланса мышц. Я видела много случаев, когда проблема косоглазия решалась без хирургического вмешательства использованием специальных тонированных линз. Это позволяет предположить, что причина косоглазия не в мышечной аномалии, а, скорее, в проблеме механизма управления. Может иметь значение разница во времени поступления зрительных импульсов из двух глаз.
Проблемы движения глаз могут вызывать трудности при чтении. Я
прошу пациентов проследить за движением ручки в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлении. Если глаз не может двигаться или имеет ограничение движений в каком-либо направлении, то это может указывать на наличие медицинской проблемы, и необходимо направление к медицинскому специалисту. Если движения глаз не ограничены, но не являются плавными, я обнаружила, что помочь может использование тщательно подобранных тонированных линз. Очень часто заметно скачкообразное движение при пересечении средней линии. В этих случаях также могут присутствовать признаки и симптомы диспраксии.
Проблемы конвергенции очень часто встречаются у людей с проблемами чтения. Очевидно, что, если вы испытываете трудности при фокусировании на читаемом материале, у вас начинает болеть голова или даже двоиться в глазах. Часто выявляется приближение к глазу ближайшей точки ясного зрения, а также анизоаккомодация и несимметричная конвергенция двух глаз. Это появляется, когда только один глаз поворачивается вовнутрь при приближении подвижной цели к носу. Второй глаз конвергирует с задержкой. Я заметила, что в 998 случаях из 1000 именно левый глаз конвергирует первым. Я не знаю, почему это происходит. При плохой конвергенции часто прописывают упражнения, и в некоторых случаях они по- видимому действительно помогают. У большого числа пациентов не хватает дисциплинированности, чтобы их выполнять, и они действительно вызывают головную боль и дискомфорт, и часто эффект бывает непродолжительным. Я ие знаю каких-либо упражнений с гарантированным успехом при асимметричной конвергенции. Специальные тонированные линзы обычно более эффективны, чем упражнения и быстро улучшают конвергенцию.
Асимметричная конвергенция
Очень важно измерить амплитуду аккомодации. Она часто очень сокращена для возраста пациента, что приводи! к нечеткости зрения при чтении. Иногда помогает уже одна специальная тонированная линза, но в иных случаях требуются бифокальные или мультифокальные линзы.
Измерение амплитуды аккомодации
Другой причиной проблем при чтении является плохое нижнее поле зрения. Это может быть вызвано кислородной недостаточностью при беременности и родах., что приводит в проблемам дорсального тракта. Я проверяю это использованием метода исследования полей зрения. Я прошу пациента смотреть мне в глаза и сообщить, могут ли они одновременно видеть мою руку. Я перемещаю руку в различные положения и отмечаю, где пациент может ее видеть. Тщательно подобранные тонированные линзы обычно могут улучшить поле зрения.
Существует много потоков информации из глаз в мозг, и возможны значительные различия во времени. Оценка обработки зрительной информации с использованием системы Read Eуе можно использовать, даже, если пациент не может читать. Этот метод определения помогает и для точного подбора нам лучшей линзы для применения в условиях различной освещенности. Может случиться и так, что в различных ситуациях необходимы две различные линзы, или возможно найти нам лучший компромисс
Так выглядит система Orthoacopftca Read Eye, которую мы используем для подбора тонирояки линз
После ортоскопической оценки я проверяю, решает ли линза проблемы.